ДНИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
В феврале 2019 г специалисты Комитета образования побывали в образовательных учреждениях района, с целью посещения уроков «Выбор профессий», мероприятий и занятий по профориентации.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Занятия, которые мы посетили в детсадах «Солнышко» п. Ключевский, «Березка» п.Таптугары, №31, №77, №2, №3 г. Могоча были направлены на создание условий для формирования у дошкольников представлений об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности. Нужно отметить, что в ДОУ района создана предметно-развивающая среда по ранней профориентации, в достаточном количестве был представлен дидактический материал по данному направлению, уделяется большое внимание работе с родителями. Они выступают в качестве приглашенных людей разных профессий, изучают трудовые династии, создают совместные творческие проекты. МДОУ детский сад № 3 г. Могоча нам представил широкую панораму всей проводимой профработы в учреждении, где разнообразие форм успешно переплелось с особенностями видов образования, различными ресурсными возможностями, опытом решения профориентационных задач.
В начальной школе уклон делается на личностное самоопределение, поэтому знакомство с профессиями построено на основе игры. Проведенные игры предполагали форму состязания между классами, что делало мероприятия наиболее эффективными. Такую форму работу с младшими школьниками продемонстрировали СОШ № 27, 35, 34, 82.
Внедрение ФГОС, социальный заказ общества и государства, предъявляемый к современной школе, позволят выпускнику приобрести компетенции, делающими его конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, уверенным в своих силах, имеющим высокую мотивацию к труду и профессиональному самоопределению. Этому учились дети на открытых уроках Хасановой Е.В. (СОШ № 27), Борисенко Л.А. (СОШ № 34), Лончаковой Н.Ю. (СОШ № 33), Мыниной Т.К. (СОШ № 31).
Огромную роль в профессиональном самоопределении играют профессиональные пробы, дающие возможность получить практические представления о профессиях, которые в последующем могут быть востребованы в их «взрослой» профессиональной жизни. Так на занятиях педагогов СОШ № 34, 102, 1, ЦДТ ребята смогли «попробовать себя» в разных профессиях и сферах деятельности. Также это направление реализуются через экскурсионные выходы на предприятия и профориентационные встречи с узкими специалистами. Неописуемые эмоции у школьников и гостей вызвала экскурсия на фабрику рудника «Александровский», которую организовал директор школы Никулина Л.И. при тесном взаимодействии с руководством данного предприятия.
Встречи со специалистами разных предприятий и ведомств были организованы в школах № 33п. Давенда, № 27 п. Ключевский, 82 п. Ксеньевка, № 35 с. Семиозерный.
Система профориентационной работы в ОУ должна учитывать «Атлас» новых профессий, который раскрывает перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15–20 лет, помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Так в школе №102 п. Амазар весь День профориентации был построен с использованием «Атласа». Коллектив продемонстрировал актуальность и востребованность данной работы в школе, стремление двигаться вперед, интерес к завтрашнему будущему, а творческие выступления агитбригад вызвали непередаваемый восторг зрителей и гостей!
Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Интересно и познавательно прошли деловые игры, квесты, интелектуальные шоу в школах №1 г. Могоча, № 33 п. Давенда, № 27 п. Ключевский, № 34 с. Сбега, № 94 п.Таптугары.
В школах № 31, №1, ЦДТ на высоком уровне показана работа школьных кружков, ученического самоуправления, организация дополнительного образования.
Проведенные тренинги и занятия со старшеклассниками Дривалевой О.Г. (СОШ № 31) и Песковой И.В. (СОШ №1) осветили психолого-педагогическую работу данных школ по готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. В каждом учреждении складывается своя система педагогического управления профориентацией и большое значение имеет умение правильно спланировать ее. Хочется отметить, что сегодня в образовательных организациях Могочинского района используется большое разнообразие применяемого в образовательном процессе профориентационного материала, разрабатываются и применяются на практике технологии, с применением различных форм и методов, способствующих успешному формированию у обучающихся профессионального самоопределения.
Наиболее успешные практики профориентационной работы впоследствии будут представлены на методических семинарах, а так же в рамках межрайонного форума.