Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
01.12.2020, 14:49

География

География

1. Географическое положение муниципального района «Могочинский район»

Могочинский район образован 4 января 1926 года. Район расположен на

северо-востоке Забайкальского края. Район входит в восьмичасовой пояс,

где разница с московским временем составляет шесть часов.

Могочинский район с востока граничит с Амурской областью, с юга — со

Сретенским районом и КНР, с запада с Чернышевским и Газимуро-Заводским

районами, с севера – с Тунгиро-Олекминским и Тунгокоченским районами.

Район входит в горно-таежный пояс, для которого характерны лиственничные

мохово-кустарничковые и рододендроновые леса с примесью сосны и березы.

Для территории района характерны горные мерзлотно-таежные глеевые,

оподзоленные и дерновые почвы. Восточную часть района занимает

Амазарский хребет. Могочинский район лежит в зоне вечной мерзлоты и

островами таликов среди них.

Климат Могочинского района резко континентальный. Могочинский район по

основным параметрам близок к северным районам области. Зима — суровая,

морозная и продолжительная. Среднемесячная температура января составляет

минус 32 градуса по Цельсию, а самая низкая достигала минус 53 градуса

по Цельсию. Продолжительность периода со снежным покровом составляет 164

дня, средняя высота снежного покрова 16 см. Лето короткое, довольно

теплое. Весна ветреная, засушливая, осень, по сравнению с ней холодная и

влажная.

Речная система Могочинского района представлена большой рекой Шилка,

реками: Амазар (левый приток р. Амур), Черный Урюм, Могоча, Большая и

Малая Чичатка, Богузия, Желтуга и т.д. Река Шилка — наиболее крупная из

всех рек в пределах района, судоходна, сливаясь с рекой Аргунь, образуют

реку Амур.

Долины рек: Амазар, Могоча, Нижнее и Среднее Олонгро очень заболочены. Озер на территории района почти нет.



2. Площадь территории: территориальный состав

Могочинский район занимает территорию площадью 25,5 тыс. кв. км.

В состав территории муниципального района «Могочинский район» в

соответствии с Законом Читинской области «Об установлении границ,

наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их

статусом сельского, городского поселения в Читинской области» входят

сельские, городские поселения:

1. сельское поселение «Сбегинское» с административным центром в поселке

при станции Сбега, включающее село Джелонда, поселок при станции

Нанагры, поселок при станции Темная;

2. сельское поселение «Семиозернинское» с административным центром в

поселке при станции Семиозерный, включающее село Аникино, село Часовая,

поселок при станции Таптугары;

3. городское поселение «Могочинское», включающее поселок при стации

Артеушка, поселок при станции Пеньковая, поселок при станции Раздольное,

село Чалдонка;

4. городское поселение «Амазарское», включающее поселок при станции

Германовский, поселок при станции Жанна, поселок при станции

Колокольный, станцию Блок-Пост Красавка, поселок при станции Малоковали,

село Покровка, станцию Блок-Пост Потайка, станцию Блок-Пост Тетеркин

Ключ, станцию Блок-Пост Утени, поселок при станции Чичатка;

5. городское поселение «Давендинское», включающее село Кудеча;

6. городское поселение «Ключевское;

7. городское поселение «Ксеньевское», включающее поселок сельского типа

Горький, поселок при станции Кендагиры, поселок при станции Кислый Ключ,

поселок городского типа Итака.

Территорию муниципального района «Могочинский район» составляют все

земли, находящиеся в границах муниципального района «Могочинский район»,

независимо от форм собственности и целевого назначения.



3. Численность населения: его состав

Общая численность населения района на 01.01.2011 года составляет 25,363

тысяч человек. Доля городского поселения в общей численности населения

района составляет 87,6 %, доля сельского поселения -12,4 %.

Основную долю населения составляют русские. Средняя плотность населения составляет 0,9 человек на один кв.км.



4. История образования (преобразований) района

История района началась в 17 веке. В 1667 г. царский графолог Годунов

начертил карту Сибири, где была отмечена территория будущего

Могочинского района. С тех пор в этих местах стали селиться

золотодобытчики.

В конце 19 начале 20 века с предстоящим строительством Транссибирской

железной дороги была предопределена необходимость строительства

железнодорожных станций, разъездов и переселение населения из более

обжитых и густонаселенных районов России. Так, в 1908 г. появились

станции Ксеньевская, Таптугары, Сбега, в 1910 г. – Пеньковая, Амазар.

Для обслуживания движения по железной дороге в 1915 г. было построено

паровозное депо на ст. Ксеньевская, а позже в 1916 г. на ст. Могоча.

В 1911-1914 гг. была построена грунтовая дорога от Могочи до Тупика для

связи Приамурья и Забайкалья с районами в бассейне р. Лена. С 1949 г.

уже в полную силу работала зимняя автодорога Могоча – Чара, с 1960 г. ее

хозяином на долгие годы стала Удоканская экспедиция . В зимнее время

эта дорога действовала до крайнего Севера Читинской области.

В 1901 г. появились сведения о рудном золоте на горе Ключи. Вскоре это

месторождение стало отрабатываться. В годы советской власти это

месторождение исследовалось, была доказана его перспективность. В ходе

геологоразведочных работ западнее Ключей было открыто Давендинское

месторождение молибденовых руд, содержащих примеси золота и меди. С 1936

г. возобновилась эксплуатация Ключевского месторождения золота, а с

1941 г. началась отработка Давендинского молебденового месторождения.

Это повлекло за собой строительство автодороги ст. Могоча – пос.

Ключевский, пос. Давенда – ст. Кислый Ключ, а также пос. Ключевский –

пос. Давенда. Важное значение имела автодорога ст. Ксеньевская – с.

Горбица (на р. Шилка).

В послевоенные годы большое значение для севера Читинской области имел

автозимник Могоча – Тупик – Чара. По нему до ввода в эксплуатацию БАМа

сюда доставлялись грузы для геологоразведочных и поисковых работ, в том

числе для разведки Удоканского месторождения меди.

В 1937 г. в Могоче началось строительство аэропорта, который сыграл

впоследствии большую роль в развитии сообщений Могочинского района.

В 80-х годах 20 в. началось строительство автодороги Дальний Восток –

Забайкалье. Введение этой дороги в эксплуатацию положительно отразится

на хозяйственном развитии района и региона в целом.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Важное и актуальное

Нет результатов.

Официальный портал Забайкальский край

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: