Положение о мониторинге эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края
1.Общие положения
- Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
-Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
-постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития»
- концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года № Пр- 827
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
- иными нормативными правовыми актами, регламентирующими оценку качества системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи.
- мониторинг организации выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи
- мониторинг условий образовательной среды выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи
- мониторинг результатов выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи.
1.6 Объектами мониторинга являются элементы системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
- система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
- система повышения уровня профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Субъектами мониторинга на институциональном уровне являются:
- образовательные учреждения
- МУДО ЦДТ г. Могоча
На организационном уровне субъекты мониторинга - участники и организаторы процедур на всех этапах мониторинга:
- руководители, заместители руководителей и педагогические работники образовательных учреждений, координирующие деятельность по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
- муниципальный координатор по проведению мониторинговых процедур.
- Цели и задачи мониторинга
2.1 Целью мониторинга является получение достоверной и объективной информации о состоянии и эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи и развития кадрового потенциала педагогов, принятие на основе анализа эффективных управленческих решений.
-создание системы целенаправленного сбора и анализа показателей по вопросам сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у детей с ОВЗ
-формирование и внедрение единых требований к качеству работы по сопровождению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у детей с ОВЗ, в образовательных учреждениях
- изучение и систематизация информации об актуальном состоянии системы работы по сопровождению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с целью выявления положительных и отрицательных тенденций и разработки предложений по устранению негативных тенденций
-формирование ресурсной базы системы работы по выявлению,
поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у детей с ОВЗ
-анализ показателей по качеству профессиональной подготовки специалистов (руководители, заместители руководителей и педагогические работники, координирующие деятельность по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи), обеспечивающих функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и создания условий образовательной среды по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
-обеспечение образовательных учреждений адресными рекомендациями, направленными на повышение результативности функционирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
- аналитико-оценочная
- стимулирующе-мотивационная
- контролирующая
- прогностическая
- корректирующая
- информационная
- Системность - информация, полученная, из различных источников относительно одного объекта должна быть систематизирована с учётом запросов;
- Целостность - информация должна подаваться в полном объёме;
- Доступность - возможность реального получения информации в форме, не затрудняющей принятие решения;
- Сравнимость - информация должна давать возможность для оценочных суждений и выводов в сравнении с другими объектами;
- Прогностичность - информация должна давать возможность строить прогнозы на дальнейшее развитие;
- Научность - сбор, обработка, анализ и прогноз должны строиться на основании научного подхода;
- Эффективность - информация должна давать возможность принятия эффективных управленческих решений.
- Оперативность - своевременная подача информации;
- Объективность - полученные результаты должны отражать реальное состояние дел;
- Достаточность - объём информации должен соответствовать потребностям руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;
5. Критерии и показатели мониторинга
- Выявление способностей и талантов у детей и молодежи
- Развитие способностей и талантов у детей и молодёжи:
Доля ОУ, реализующих программы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у детей с ОВЗ. Количество обучающихся, получивших гранты поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Количество проведенных в ОУ мероприятий, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи. Количество обучающихся, принявших участие в профильных образовательных сменах, сессиях, на базе оздоровительных лагерей, образовательных организаций, досуговых центров и др. Доля обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охваченных олимпиадным движением (от общего количества обучающихся 4 - 11-х классов). Учет участников этапов Всероссийской олимпиады школьников: школьного, муниципального, регионального уровней. Доля обучающихся - участников региональных и всероссийских конкурсов (за исключением ВсОШ), входящих в перечень значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Количество проведенных мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
5.2 Поддержка способностей и талантов у детей и молодёжи:
Доля ОУ, имеющих локальные акты, отражающие систему психолого-педагогического сопровождения детей, проявляющих способности.
Наличие документов, подтверждающих принятие управленческих решений на уровне ОУ по вопросу поддержки способностей и талантов у детей и молодежи в образовательных учреждениях. Информирование обучающихся о мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов у детей и молодежи (наличие актуальной информации о мероприятиях, проводимых другими организациями, на сайте ОУ).Количество проведенных психолого-педагогических мероприятий, направленных на сопровождение способных и талантливых детей и молодежи. Количество способных и талантливых детей и их родителей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением. Охват обучающихся, вовлеченных в деятельность проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности/ технопарка «Кванториум», Центров образования естественно-научной и технической направленностей «Точка роста», проектов «Цифровая образовательная среда».
Доля ОУ, реализующих программы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у детей с ОВЗ. Количество детей с повышенным уровнем способностей, в том числе детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным учебным планам.Количество обучающихся ОУ, ставших участниками образовательных программ центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Забайкальского края, реализуемых с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус», «Орленок», «Артек» и др.). Наличие в ОУ заключенных соглашений и/или договоров о сотрудничестве с образовательными организациями высшего и/или среднего профессионального образования, предприятиями, общественными организациями, учреждениями и др. Доля обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов, охваченных программами дополнительного образования, реализуемыми непосредственно ОУ. Количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах, внесенных в перечень олимпиад школьников, дающих право на льготное поступление.
5.4 Поступление способных и талантливых детей и молодёжи в учреждения среднего (СПО) и высшего профессионального образования:
Доля выпускников 9-х классов, в том числе детей с ОВЗ, продолживших обучение в учреждениях СПО. Эффективность поступления выпускников 11-х классов, в том числе детей с ОВЗ, продолживших обучение в учреждения СПО, ВПО.
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по работе со способными и талантливыми обучающимися.
Наличие НПА ОУ по стимулированию и поощрению педагогов, добившихся значительных успехов в работе со способными и талантливыми детьми. Количество педагогов, принявших участие в мероприятиях, посвященных вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
6. Порядок проведения мониторинга
- Общее руководство мониторингом системы оценки качества системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи в муниципальном районе « Могочинский район» осуществляет Комитет образования, который:
- разрабатывает нормативные и инструктивно-методические материалы по
проведению мониторинга (приказы, письма)
- информирует образовательные учреждения, определяет объекты и
субъекты мониторинга
- координирует деятельность субъектов, участвующих в мониторинге
- обеспечивает методическое сопровождение мониторинга
- организует сбор результатов мониторинга и передает их в Министерство образования и науки Забайкальского края - ГУ «Краевой центр оценки качества образования Забайкальского края
- информирует образовательные учреждения о результатах мониторинга
- рассматривает анализ результатов мониторинга на совещаниях руководителей образовательных учреждений
- вырабатывает рекомендации и принимает управленческие решения
- осуществляет контроль за выполнением управленческих решений и принятием управленческих решений на уровне образовательного учреждения.
- результаты государственной итоговой аттестации
- федеральные и региональные базы олимпиад, конкурсов и соревнований обучающихся
-контент-анализ документов, предоставляемых образовательными учреждениями
- открытые статистические данные, система муниципальной, региональной статистики
- учет иных форм развития образовательных (предметных, учебных) достижений школьников
- охват обучающихся дополнительным образованием
- количество обучающихся - участников муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов, входящих в перечень значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
-ресурсы официальных сайтов субъектов мониторинга
результаты социологических исследований
анализ контекстных данных (условий образовательной деятельности).
7. Проведение анализа результатов мониторинга
- На основании мониторинга фиксируется эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
- Результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений.
- По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (адресные рекомендации, заключения, акты, служебная записка).
Структура и содержание итогового документа должны отражать:
основания для проведения мониторинга;
- источники получения информации;
- информация о мероприятиях, проведенных в ходе мониторинга; описание и анализ информации по вопросам, отраженным в информационном письме о мониторинге;
- выводы и рекомендации;
- рекомендации и предложения для принятия председателем Комитета образования управленческого решения;
- при необходимости указывается срок по выполнению предложений и рекомендаций по совершенствованию работы по вопросам проведенного мониторинга.