Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
09.09.2025, 14:47

«Главная цель закона о пробации – забота о конкретных людях, их родных и близких. Еще один важный показатель – снижение уровня рецидивной преступности».

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю навыков жизни в обществе, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и, как следствие, на совершение повторных преступлений.

В связи с этим необходимо создание системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Для реализации этих задач 6 февраля 2023 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».

С 1 января 2024 года в России реализуются положения указанного Федерального закона. С начала года в исправительных учреждениях и исправительных центрах действует пенитенциарная пробация. Она включает меры, которые применяются в период отбывания осужденными наказаний и подготовки их к освобождению. Одновременно с этим работает исполнительная пробация. Её применяют уголовно-исполнительные инспекции в отношении оказавшихся в трудной жизненной ситуации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

В процессе отбывания наказания в исправительном учреждении осужденный сталкивается с рядом трудностей: режим, ограничение в правах, разрыв социально-полезных связей с родственниками, наличие стрессовых ситуаций в период изоляции и т.д. Кроме того, совокупность внешних факторов, которые воздействуют на личность в период отбывания наказания, оказывают влияние на выбор осужденным той или иной модели поведения.

Одним из направлений уголовно-исполнительной политики государства является ресоциализация, то есть возвращение к жизни в обществе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, число которых составляет более 200 тысяч человек в год. При этом большинство из них до осуждения не имели постоянного источника дохода. Значительное количество освободившихся из мест лишения свободы испытывают сложности с интеграцией в общество, в частности, с трудоустройством, реализацией жилищных прав, восстановлением прежних семейных связей.

Актуальность и важность данной работы подчеркивается данными статистики МВД России. Так удельный вес совершивших преступления и не имевших постоянного источника дохода из года в год стабильно высок и составляет около 60 %, а число ранее судимых лиц, вновь совершивших преступления – порядка 55 %.

Подготовка к освобождению должна начинаться как можно раньше по прибытии осужденных в места лишения свободы. Это означает, что обращение с осужденными и содержание их должны быть такими, чтобы они не чувствовали себя изъятыми из общества, а наоборот, понимали, что продолжают оставаться его частью. Поэтому следует привлекать общественные организации и социальных работников к оказанию помощи персоналу учреждений в их деятельности по социальной реабилитации осужденных, поддержанию и улучшению отношений со своими семьями и общественными организациями[1].

Для достижения целей ресоциализации, каждая ее стадия должна быть тщательно продумана, чтобы не упустить из виду ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути их возвращения в общество. Стадии ресоциализации являются самостоятельными, каждой из них присущи определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом их выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных или субъективных причин положительные качества.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе. Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, если у освободившего из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, есть постоянное место жительства и работы, возможность для полезного проведения досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

Ресоциализацию можно определить как комплекс мер нравственного, психологического, духовного, правового, организационного, воспитательного и иного характера, воздействующих на осужденных и используемых в целях изменения их моральной ориентации на основании общепризнанных нравственных ценностей, исключения негативных последствий лишения свободы, закрепления результатов исправления, вовлечения лиц, отбывающих наказание, в позитивные социальные связи, содействия им после освобождения.

6 февраля 2023 года был принят Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», который призван упорядочить и вывести на новый уровень работу по ресоциализации освобождаемых и освобожденных.

В настоящее время введены в действие нормы, регламентирующие пенитенциарную и исполнительную пробацию.

Под пенитенциарной пробацией законодатель предлагает понимать вид пробации, применяемый в отношении осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, представляющий собой совокупность мер, направленных на исправление осужденных, а также на подготовку осужденных, отбывающих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, к освобождению из указанных учреждений. Пенитенциарная пробация должна осуществляться по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы; оказание им психологической помощи в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством; социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания; подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве. Предполагается, что введение данного правого института повысит эффективность работы по пенитенциарной ресоциализации освобождаемых.

Исполнительная пробация – вид пробации, представляющий собой совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам), и иных мер уголовно-правового характера.

В ч. 1 ст. 6 ФЗ «О пробации в РФ» дается исчерпывающий перечень субъектов пробации, а в части 3 той же статьи говорится, что в целях осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, могут привлекаться коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане. То есть перечисленные в этой части статьи организации фактически наделены ограниченными полномочиями, отличными от полномочий субъектов пробации. Несмотря на это, роль всех перечисленных организаций в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации бесспорна.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» таковой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

На данный момент количество лиц, обратившихся за помощью невелико.

Из числа лиц, в отношении которых была прекращена процедура исполнительной пробации 45%, самостоятельно разрешили, возникающие проблемы (трудоустроились, восстановили документы и др.), или самостоятельно отказались от нее. В отношении 10% пробация была прекращена в связи с невыполнением индивидуального плана или иными нарушениями (в том числе замена наказания лишением свободы). Оставшаяся часть не была признана нуждающейся в осуществлении мероприятий исполнительной пробации.

Наиболее частыми причинами прекращения проведения исполнительной и пенитенциарной пробации являются: самостоятельный отказ от предоставления им помощи (в том числе в связи убытием осужденных в зону проведения специальной военной операции); отсутствие фактов, подтверждающих нуждаемость; прекращение оказания помощи в связи с личной недисциплинированностью осужденных, а именно, невыполнение ими мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой.

Инспектор группы пробации Чернышевского МФ

(дислокация Могочинский район) ФКУ УИИ

УФСИН России по Забайкальскому краю

ст. лейтенант внутренней службы

И. В. Попова



Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Официальный портал Забайкальский край

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: