Рекомендации в помощь депутатам
Методические рекомендации В ПОМОЩЬ ДЕПУТАТАМ муниципального района «Могочинский район»
Уважаемые коллеги!
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил депутатам возможность реализовать потенциал местного самоуправления, так как именно депутаты представляют интересы населения в социально-экономической жизни конкретной территории и от имени жителей данной территории принимают решения, организующие их повседневную жизнь.
Деятельность органов местного самоуправления на местах должна быть направлена на то, чтобы всеми доступными и возможными средствами - принятием нормативных правовых документов и практической повседневной работой привлечь как можно большее число жителей района к участию в самоорганизации. А также способствовать, инициировать, поддерживать создание и деятельность на территории любых самостоятельных субъектов экономической и хозяйственной деятельности. Главную роль в этом процессе должны играть депутаты представительных органов.
Одной из важных составляющих работы депутатов представительных органов муниципальных образований является информированность населения о том, что они делают и как. Необходимо развивать и совершенствовать формы и способы депутатской деятельности, регулярно проводить встречи с избирателями. Прямое общение - наилучший способ сверить курс, проводимый депутатами, с тем, что от них ждут избиратели. Депутатам в своих избирательных округах нужно не бояться объяснять своим избирателям, почему их наказы в данный момент не выполняются, показывать целостную картину социально-экономического положения и состояния муниципального хозяйствана территории муниципального образования.
Желаем вам успехов в депутатской деятельности, принятии правильных и эффективных решений по вопросам жизнедеятельности населения, взаимопонимания с избирателями.
Роль и значение представительного органа
муниципального образования
В Российской Федерации Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) создана двухуровневая система органов местного самоуправления:
- первый уровень – городские и сельские поселения;
- второй уровень – городские округа и муниципальные районы.
Различные уровни муниципалитетов различаются своими полномочиями.
Каждый уровень муниципалитетов самостоятелен, не подчинен друг другу, взаимодействует только на основе правовых норм.
Реальное местное самоуправление предполагает самодостаточность. Это, прежде всего, означает способность решать свои проблемы собственными силами, т.е. умение максимально использовать имеющиеся и находить недостающие ресурсы.
Представительные органы муниципальных образований должны создавать условия для развития гражданского общества, создавать возможности реального влияния людей на социально-экономическое развитие территорий муниципальных образований.
Приоритетными направлениями деятельности представительных органов муниципальных образований должны стать – оказание содействия развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий для повышения эффективности работы предприятий и организаций, существующих на территориях муниципальных образований, независимо от форм собственности, а также создание условий для привлечения инвесторов, желающих размещать свои производства на этой территории. Муниципальная власть должна стать более эффективной в решении своих, местных вопросов.
Исключительная компетенция представительного органа
муниципального образования
Представительные органы муниципальных образований занимают особое положение в системе местного самоуправления, они наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Формы ответственности представительного органа
муниципального образования
Ответственность органов местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах всего общества. Органы местного самоуправления несут конституционную и гражданско-правовую ответственность засвои действия.
Статья 71 Федерального закона №131-ФЗ устанавливает ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
Статья 73 Федерального закона №131-ФЗ устанавливает ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
Статья 76 Федерального закона №131-ФЗ устанавливает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает и индивидуальную ответственность депутата представительного органа муниципального образования в виде отзыва избирателями.
Статьей 24 Федерального закона № 131-ФЗ определена процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Организация деятельности представительного органа
Вопросы организации деятельности представительного органа регулируются Уставом муниципального образования и Регламентом представительного органа.
В представительном органе из числа депутатов создаются комитеты (комиссии).
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым в представительном органе, депутаты могут объединяться во фракции и депутатские группы.
Формы депутатской деятельности
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Предусмотрено несколько форм депутатской деятельности:
- участие в заседаниях представительного органа муниципального образования;
- участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа муниципального образования;
- выполнение поручений представительного органа муниципального образования;
- участие в депутатских слушаниях;
- внесение на рассмотрение представительного органа муниципального образования проектов правовых актов и поправок к ним;
- направление депутатских запросов, обращений;
- работа с избирателями;
- участие в работе депутатских объединений, фракций и депутатских групп в представительном органе муниципального образования и т.д.
Заседания представительного органа
муниципального образования
Основной формой работы представительного органа муниципального образования является заседание Совета. В подготовке и проведении заседаний, наряду с председателем Совета, постоянными комитетами (комиссиями) и депутатами Совета, как правило, принимают участие специалисты местной администрации.
В связи с этим возникает необходимость в обеспечении взаимодействия и координации действий органов местного самоуправления.
Подготовка и оформление протоколов заседаний
и решений представительного органа
Заседания Совета оформляются протоколом.
Протокол – это документ, фиксирующий факт проведения заседания представительного органа, ход обсуждения поставленных вопросов и принятия решения по ним. Протокол составляется на основе записей, произведённых во время заседания, представленных тезисов, докладов и выступлений, справок, проектов решений.
Подлинники документов по вопросам, рассмотренным на заседании, направляются для подшивки в дело вместе с выпиской из протокола о принятых решениях.
На протоколе ставится дата проведения заседания Совета с порядковым номером заседания.
Порядок ведения протокола определяется Регламентом представительного органа муниципального образования.
Регистрация решений представительного органа муниципального образования идет последовательно, начиная с первого номера в пределах созыва.
Для оформления решений применяются бланки представительного органа муниципального образования.
Регулирование вопросов подготовки, принятия,
вступления в силу муниципальных правовых актов
Порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме нормотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения непосредственно населением муниципальных образований и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Систему муниципальных правовых актов составляют:
- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает правовые акты.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.
Проект нормативного правового акта может быть разработан как:
- новый нормативный правовой акт;
- изменения и (или) дополнения действующего нормативного правового акта;
- новая редакция (новый текст) действующего нормативного правового акта.
Порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Депутатский запрос
Депутатский запрос – это способ получения представительным органом муниципального образования информации или разъяснения по той или иной проблеме.
Депутатский запрос вносится по вопросам, имеющим общественное значение.
Необходимость запроса очевидна, если другие средства исчерпаны и требуется поддержка представительного органа.
Запрос может быть внесен депутатом (группой депутатов) в письменной форме, подписывается депутатом, или в случае его внесения от группы депутатов, всеми депутатами.
Депутат (группа депутатов) вправе обращаться к руководителям расположенных на территории муниципального образования государственных и муниципальных органов, организаций, общественных объединений, по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования.
Обращение вносится на заседании представительного органа местного самоуправления в письменной форме. Обращение признается депутатским запросом, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения или в иной установленный представительным органом местного самоуправления срок.
Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на сессии представительного органа местного самоуправления или доводится до сведения депутатов иным путем. По результатам рассмотрения депутатского запроса депутаты вправе принять решение.
Формы работы депутата с избирателями
- Встреча с избирателями своего округа.
- Помощь в решении проблем, возникших у избирателей, а также инициирование, в случае необходимости, их рассмотрения на заседаниях представительного органа.
- Общение посредством переписки или телефонной связи.
- Использование местных средств массовой информации.
- Участие в публичных мероприятиях на предприятиях, в организациях, учреждениях и пр.
Организация делопроизводства депутата
представительного органа муниципального образования
Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную работу депутата представительного органа любого уровня, является организация делопроизводства, в первую очередь в работе с избирателями.
Основная часть работы во взаимоотношениях депутата с избирателями отводится рассмотрению их обращений (заявлений, жалоб, предложений).
По общему правилу обращения к депутату должны быть в письменной форме с приложением документов, относящихся к вопросу, затронутому в обращении. Однако это не исключает обращений и в устной форме, по которым порядок делопроизводства аналогичный.
Работа с письменными обращениями граждан
Поскольку чаще всего решение вопросов, изложенных в обращении,
не находится в непосредственной компетенции депутата, то депутату желательно в течение пяти дней направить свое депутатское обращение (как правило, на специальном депутатском бланке) с приложением копий обращения избирателя и всех необходимых документов в орган государственной власти, орган местного самоуправления либо организацию, которые правомочны принимать решения по существу поставленного вопроса.
В случае если депутат сам полномочен принять решение по обращению избирателя, то срок рассмотрения им вопроса составляет один месяц со дня поступления обращения.
Депутатское обращение составляется на имя руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации либо на имя избирателя, если ответ направляется непосредственно ему.
Регистрация обращений. Каждое депутатское обращение подлежит регистрации в журнале регистрации исходящей корреспонденции. В журнале регистрации четыре графы:
- Номер депутатского обращения;
- Дата (число, месяц, год) регистрации;
- Фамилия и инициалы лица, которому направляется депутатское обращение (руководителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации);
- Фамилия и инициалы обратившегося избирателя.
Регистрационный номер и дата ставятся и на самом депутатском обращении.
Прием граждан депутатом
Как правило, каждый депутат устанавливает определенные дни и часы приема граждан, проживающих на территории его избирательного округа.
Для учета приема избирателей заводится специальный журнал (или тетрадь), где фиксируются:
- Фамилия, имя, отчество избирателя;
- Адрес его места жительства;
- Суть обращения к депутату.
- Результат рассмотрения обращения.